Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мнемотехника как один из приёмов обучения русскому языку. Правила не по правилам.

Введение

Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, внушающая страх и отвращение… Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики в приложении к родному языку, естественно, очень легко.

Белинский В. Г.

 

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов не только в   начальных, но и в средних и старших классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку уже с начальной школы уделяется большое внимание. Не секрет, что изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению (список можно продолжить) – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у «среднестатистического ученика». В наше время проблема заинтересованности предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро нуждается в исследованиях.

От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.

Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Знания словарных слов, а также умение правильно поставить ударения в тех или иных словах проверяется в заданиях единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Кроме словарных слов проверяется также знание ряда правил, которые в большинстве случаев  учащиеся запомнить не могут. Именно поэтому в работе по усвоению слов, вызывающих трудность у учащихся, особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Гипотеза: мнемотехника не только вызывает у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными», «нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах», непроизвольно заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие, облегчает применение его на практике.

Цель исследования: обоснование важности использования мнемотехники при запоминании трудных слов, а  также правил при подготовке к единому государственному экзамену.

Задачи исследования:

1.    Изучить литературу по теме исследования.

2.    Провести, а затем проанализировать тестирование  в 10 классе (сентябрь  2012 г.).

3.    Выявить наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися при выполнении тестирования.

4.    Провести анкетирование среди учащихся 10 класса, с целью выявления основных способов запоминания сложных правил и слов, используемых учащимися.

5.    Продемонстрировать учащимся мнемонические способы для лучшего усвоения правил и их применения на практике  при проведении дополнительных уроков русского языка, тем самым показать важность использования мнемотехники для подготовки к ЕГЭ.

6.    Провести повторное тестирование по русскому языку в 10 классе (ноябрь 2012 г., февраль 2013 г.).

7.    Сравнить результаты тестирований.

         Объект исследования: учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск Самарской области.

         Были использованы следующие методы :

- общенаучные (логические, доказательства, наблюдения, анализ);

- специальные (системный подход, информационный, диагностический);

- социальные (консультирования, собеседования, презентация).

         Практическая значимость работы: собранный материал можно использовать на уроках русского языка при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Мнемотехника

1. 1. История вопроса

        

         Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания,             усвоения. 

         Слово «мнемоника» имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

         На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

         А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо. [4, стр.97]

         Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

                Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Мнемотехника применяется давно во многих областях, но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.

 

1.2. Методы и приемы мнемотехники

Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание, позволяет закреплять  информацию с однократного восприятия каждого элемента. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием— чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники: кодирование, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. [6, стр.23]

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно.

При запоминании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.

Мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей имеющейся в памяти информации. Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.

1.3. Виды мнемотехники

В настоящее время выделяют шесть направлений мнемотехники:

- народная мнемотехника

К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания.

- классическая мнемотехника

Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей.

Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. Так, классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация.

         - педагогическая мнемотехника

Основателем педагогической мнемотехники можно считать французского философа, риторика, педагога П.Рамуса. 

Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.

- цирковая (эстрадная) мнемотехника

Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники.

- спортивная мнемотехника

Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.

В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.

- современная мнемотехника

Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы.

Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для «вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи, ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит» запоминание. [9, стр.74]

 

Глава II. Необходимость применения мнемотехники на уроках русского языка

2.1. Мнемотехника как эффективный прием работы со слабыми учениками

         В каждом классе есть учащиеся, которых зачастую учителя называют «слабыми». Это ученики, процесс запоминания которых требует особых усилий и особого подхода. Этих школьников «пугают» и отворачивают от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого – у них теряется интерес не только к уроку, но и к предмету в целом.   

         Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученик не начнет применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же опознавательный признак орфограммы. А.А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: «Каждая орфограмма – сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое слово должен писать не менее чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я – концепцией правилами, зависит от нас». Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный. [2, стр.53]

         Известно, что главная задача учителя-словесника — научить ребенка, вызвать интеллектуальное развитие, максимально помочь ребенку развить его речь, сформировать представления о языке как о системе. Не столько важны способы, которыми учитель будет добиваться поставленной задачи, а важен сам результат. Годится и мнемоприем, и яркая ассоциация, если они помогут запомнить, как правильно писать.

         Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.

 

2.2. Мнемотехника как средство для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка

       Следующая объективная причина использование мнемонических приемов при объяснении нового материала – это так называемые недостаточные правила, которые дают общие ориентиры употреблений в речи смежных единиц, но не содержат приемы их различий.  К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)».          Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация: «Это надо запомнить». Способов запоминания масса, однако наиболее эффективный — мнемотехника.

2.3. Мнемотехника как способ  преодоления  интерференции орфографических навыков

         Одной из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция.

         Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала (проактивная интерференция) или вызванное заучиванием с последующим материалом       (ретроактивная         интерференция).[4,стр.104]             
        
Кандидат филологических наук Т.И.Фролова в своей статье «Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии?» приводит серьезный аргумент: «90% правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков: на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует восемь правил; о ё после шипящих – восемь правил; «не» - семь основных правил; «н»- «нн» - пять правил и т.д. Здесь мы сталкиваемся и со сходством заучиваемого материала (общий опознавательный признак орфограммы), и большим количеством правил». [6, стр.101]

         Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ. Иными словами, персонифицируя правила, мнемоника делает их образно прорисованными, олицетворенными.

 Заключение      

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
Г.Е. Окулова.

         «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - писал Альберт Эйнштейн. Данная работа – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники. В задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные. Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному) запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного, зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку.

         Вот что писал о влиянии интереса на самые различные стороны человеческой деятельности российский социолог Л. А. Гордон: «Интерес, будучи весьма важным мотивом человеческой деятельности, выражая осознанную направленность человеческой личности, положительно влияет на все психические процессы и функции, активизирует человеческие способности, в результате чего человеческая деятельность становится более энергичной, бодрой, полнокровной. Не может быть такого случая, чтобы человек испытывал тот или иной интерес и вместе с тем оставался безразличным, вялым, неподвижным, бездеятельным. В состоянии интереса у него возникает подъем всех его сил, настроение его повышается... Это вызывает у него сильное и непреодолимое стремление к объекту своего интереса, готовность напрячь свои силы, настойчиво работать, трудиться, переносить те или иные невзгоды, преодолевать те или иные трудности, препятствия, которые могут встретиться на пути реализации интереса, в связи с чем результаты его работы улучшаются, деятельность его проходит значительно продуктивнее, дает удовлетворение, наслаждение». [11, с.142]

         Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.  Учащиеся с удовольствием пользовались  мнемонической «палочкой – выручалочкой», которая выручала их при выполнении сложных заданий по русскому языку. Кроме того, мнемонические приемы помогли ребятам запомнить ряд сложных правил, которые вызывали у них прежде страх и недоумение. Учащиеся перестали «бояться» сложных правил, слов.  Мнемонические приемы помогли учащимся улучшить свои навыки при выполнении тестов ЕГЭ. Теперь они выполняют их не только с легкостью, но и необычайным удовольствием.



Категория: Мои статьи | Добавил: цветок (20.03.2013)
Просмотров: 5625 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: