Введение
Для
учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, внушающая страх и
отвращение… Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение
грамматики в приложении к родному языку, естественно, очень легко.
Белинский В. Г.
Русский язык
считается одним из трудных школьных предметов не только в начальных, но и в средних и старших классах.
С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны,
это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому
языку уже с начальной школы уделяется большое внимание. Не секрет, что изучение
русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся
интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая
доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению (список можно продолжить)
– все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день
«страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности у
«среднестатистического ученика». В наше время проблема заинтересованности
предметом является актуальной, злободневной, она активно изучается и еще остро
нуждается в исследованиях.
От того, как
ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только
успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной
адаптации выпускника.
Основа
грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм.
Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на
письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими
правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной
позицией соответствующих гласных или согласных.
Но существует
такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание
таких слов нужно запомнить. Знания
словарных слов, а также умение правильно поставить ударения в тех или иных
словах проверяется в заданиях единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Кроме словарных слов проверяется также знание
ряда правил, которые в большинстве случаев
учащиеся запомнить не могут. Именно поэтому в работе по усвоению слов,
вызывающих трудность у учащихся, особую актуальность приобретает
разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного
написания.
Гипотеза: мнемотехника не только
вызывает у ребят интерес, но и своими «неправильными», «ненаучными»,
«нелегальными», упрощенными способами подачи нового материала «на пальцах»,
непроизвольно заставляет школьников понимать суть правила и, как следствие,
облегчает применение его на практике.
Цель исследования: обоснование важности использования мнемотехники при запоминании
трудных слов, а также правил при
подготовке к единому государственному экзамену.
Задачи исследования:
1.
Изучить литературу по теме исследования.
2.
Провести, а затем проанализировать тестирование в 10 классе (сентябрь 2012 г.).
3.
Выявить наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися при
выполнении тестирования.
4.
Провести анкетирование среди учащихся 10 класса, с целью выявления
основных способов запоминания сложных правил и слов, используемых учащимися.
5.
Продемонстрировать учащимся мнемонические способы для лучшего
усвоения правил и их применения на практике
при проведении дополнительных уроков русского языка, тем самым показать
важность использования мнемотехники для подготовки к ЕГЭ.
6.
Провести повторное тестирование по русскому языку в 10 классе
(ноябрь 2012 г., февраль 2013 г.).
7.
Сравнить результаты тестирований.
Объект исследования:
учащиеся 10 класса ГБОУ СОШ №10 г.о.
Чапаевск Самарской области.
Были использованы следующие методы :
- общенаучные
(логические, доказательства, наблюдения, анализ);
- специальные (системный
подход, информационный, диагностический);
- социальные
(консультирования, собеседования, презентация).
Практическая
значимость работы: собранный материал можно
использовать на уроках русского языка при подготовке учащихся к сдаче единого
государственного экзамена.
Глава I. Мнемотехника
1. 1. История вопроса
Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические
приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и
прочного запоминания, усвоения.
Слово «мнемоника» имеет однокоренное
слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и
матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно,
что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя
их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой,
причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных
выступлениях.
На Руси тоже использовалась
мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы
были придуманы с мнемонической целью.
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы
знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово)
Т(твердо) – произноси слово твердо. [4,
стр.97]
Значит, уже издревле люди понимали, что
мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Из истории мнемотехники мы
можем сделать заключение. Мнемотехника применяется давно во многих областях, но
в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.
1.2. Методы и приемы мнемотехники
Слово
«мнемотехника» происходит от греческого слова «mnemonikon» - искусство
запоминания.
Мнемотехника применяется для
запоминания незапоминаемой информации. Методы
мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить
последовательность информации. Техника мнемотехники не совершенствует память,
она только облегчает запоминание, позволяет закреплять информацию с однократного восприятия каждого
элемента. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация
ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Слова с неизвестным,
абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово
«зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и
лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием— чем-то, что связано с
конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Можно
выделить основные четыре этапа мнемотехники:
кодирование, запоминание (соединение двух образов), запоминание
последовательности, закрепление в памяти. [6, стр.23]
Технический
арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных
приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно.
При
запоминании учебных дисциплин мнемотехника обеспечивает очень глубокое
понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в
воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.
Мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание.
Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещением
по папкам в компьютере. Запомненные сведения могут быть воспроизведены как в
прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей
имеющейся в памяти информации. Длительность сохранения информации в памяти
полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а
можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из
своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
1.3. Виды
мнемотехники
В
настоящее время выделяют шесть направлений мнемотехники:
- народная мнемотехника
К этому виду
мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в
нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас
обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим
ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни
вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания.
- классическая мнемотехника
Классическая
мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась
в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности
изложения длинных речей.
Ярким примером
классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо
знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве
"вешалок" для запоминаемых сведений. Так, классическая мнемоника
рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в
зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы:
вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых
кодировалась сама запоминаемая информация.
- педагогическая мнемотехника
Основателем
педагогической мнемотехники можно считать французского философа, риторика,
педагога П.Рамуса.
Это многократное
чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка);
переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов);
перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде
игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического)
материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.
- цирковая (эстрадная) мнемотехника
Цирковая
мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной
особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа
кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты,
слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Главное в
цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к
исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника
использует лишь часть арсенала мнемоники.
- спортивная мнемотехника
Спортивная
мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования,
хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило,
специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в
запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному
запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные
или трехзначные числа.
В
спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за
наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям.
Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых
за один раз сведений.
- современная мнемотехника
Отличительной
особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы.
Основой мыслительных процессов человека считается визуальное (образное)
мышление. Речь рассматривается как средство коммуникации, предназначенное для
«вывода» информации из мозга и передачи ее в другой мозг. Использование
речевого мышления (внутреннего говорения) не рекомендуется по причине того, что
в автоматических речевых конструкциях часто содержатся ложные взаимосвязи,
ведущие к неверным умозаключениям. Речевое мышление медленное и «тормозит»
запоминание. [9, стр.74]
Глава II. Необходимость применения мнемотехники на уроках
русского языка
2.1. Мнемотехника как эффективный прием работы со
слабыми учениками
В
каждом классе есть учащиеся, которых зачастую учителя называют «слабыми». Это
ученики, процесс запоминания которых требует особых усилий и особого подхода.
Этих школьников «пугают» и отворачивают от предмета и громоздкие логические
рассуждения, и терминология, а как следствие этого – у них теряется интерес не
только к уроку, но и к предмету в целом.
Замечено:
если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем
этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и
начнет действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученик не начнет
применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же
опознавательный признак орфограммы. А.А. Мурашов в статье «Абсолютная
грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: «Каждая орфограмма –
сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех
задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на
два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое слово должен писать не менее
чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную
систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно
чуждыми и несоответствующими с я
– концепцией правилами, зависит от нас». Мнемотехника благодаря своим
ассоциативным связям «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный,
удобопонятный. [2, стр.53]
Известно,
что главная задача учителя-словесника — научить ребенка, вызвать
интеллектуальное развитие, максимально помочь ребенку развить его речь,
сформировать представления о языке как о системе. Не столько важны способы,
которыми учитель будет добиваться поставленной задачи, а важен сам результат.
Годится и мнемоприем, и яркая ассоциация, если они помогут запомнить, как правильно
писать.
Мнемотехника
– это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять
объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы
восприятия.
2.2. Мнемотехника как средство для запоминания
неалгоритмизуемых единиц языка
Следующая
объективная причина использование мнемонических приемов при объяснении нового
материала – это так называемые недостаточные правила, которые дают общие
ориентиры употреблений в речи смежных единиц, но не содержат приемы их различий. К ним относятся написание непроверяемых
гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность
словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок;
узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар)». Для неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна
рекомендация: «Это надо запомнить». Способов запоминания масса, однако наиболее
эффективный — мнемотехника.
2.3. Мнемотехника как способ преодоления
интерференции орфографических навыков
Одной
из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция.
Интерференция
(от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого
материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым
оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием
предварительно заученного материала (проактивная интерференция) или вызванное
заучиванием с последующим материалом
(ретроактивная интерференция).[4,стр.104]
Кандидат филологических
наук Т.И.Фролова в своей статье «Как преодолеть
интерференцию при обучении орфографии?» приводит серьезный аргумент: «90%
правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков:
на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует восемь
правил; о ё после шипящих – восемь правил; «не» - семь основных правил; «н»- «нн» - пять правил и т.д.
Здесь мы сталкиваемся и со сходством заучиваемого материала (общий
опознавательный признак орфограммы), и большим количеством правил». [6,
стр.101]
Мнемотехника
одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный
образ. Иными словами, персонифицируя правила, мнемоника делает их образно
прорисованными, олицетворенными.
Заключение
Древние
римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники
интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.
Г.Е.
Окулова.
«Кто интересуется предметом, у того
открыты глаза и уши», - писал Альберт Эйнштейн. Данная работа – это попытка
«открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники. В задачи учителя входит
и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная
информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные.
Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке
материала урока и более продолжительному (очень часто непроизвольному)
запоминанию. Благодаря преобразованию учебного материала в форму наглядного,
зрительного образа или сопоставляя его с уже имеющимися знаниями по принципу
ассоциаций, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность
усвоения новых знаний, вызывая интерес к уроку.
Вот что писал
о влиянии интереса на самые различные стороны человеческой
деятельности российский социолог Л. А. Гордон: «Интерес, будучи весьма важным
мотивом человеческой деятельности, выражая осознанную направленность
человеческой личности, положительно влияет на все психические процессы и
функции, активизирует человеческие способности, в результате чего человеческая
деятельность становится более энергичной, бодрой, полнокровной. Не может быть
такого случая, чтобы человек испытывал тот или иной интерес и вместе с тем
оставался безразличным, вялым, неподвижным, бездеятельным. В состоянии интереса
у него возникает подъем всех его сил, настроение его повышается... Это вызывает
у него сильное и непреодолимое стремление к объекту своего интереса, готовность
напрячь свои силы, настойчиво работать, трудиться, переносить те или иные
невзгоды, преодолевать те или иные трудности, препятствия, которые могут
встретиться на пути реализации интереса, в связи с чем результаты его работы
улучшаются, деятельность его проходит значительно продуктивнее, дает
удовлетворение, наслаждение». [11,
с.142]
Правило «пропущенное» не только через
логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти
прочнее, дольше. Учащиеся с удовольствием
пользовались мнемонической «палочкой –
выручалочкой», которая выручала их при выполнении сложных заданий по русскому
языку. Кроме того, мнемонические приемы помогли ребятам запомнить ряд сложных
правил, которые вызывали у них прежде страх и недоумение. Учащиеся перестали
«бояться» сложных правил, слов. Мнемонические
приемы помогли учащимся улучшить свои навыки при выполнении тестов ЕГЭ. Теперь
они выполняют их не только с легкостью, но и необычайным удовольствием.
|