Цель: закрепить умение ставить
двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях и объяснить свой выбор.
- Выполните
письменное задание.
- Спишите
предложения. Объясните постановку двоеточия и тире. Устно произведите
синонимическую замену сложноподчинёнными и сложносочинёнными
предложениями.
Образец выполнения:
А) Осень и зиму Павел не любил: они
приносили ему много физических страданий.
Б)
Май холодный – год хлебный.
1)
Лето припасает (?) зима поедает.
2)
Я знаю (?) в вашем сердце есть и
гордость, и прямая честь.
3)
Скажет слово (?) соловей запоёт.
4)
Шестнадцать лет служу (?) такого со
мной не бывало.
5)
У собак есть рыцарское правило (?)
собаку лежачую и собаку на привязи не трогают.
6)
Дед оказался прав (?) к вечеру пришла
гроза.
7)
Чайка прилетела (?) скоро лёд пойдёт.
8)
Кругом ярко светит солнце (?)
поохотиться ещё можно.
9)
Хотел рисовать (?) кисти выпадали из
рук.
10) Идти было трудно (?) густые колючие кусты разрослись густо.
- Поменяйтесь
тетрадями, проверьте по ключу.
Ключ
1) Лето припасает - зима поедает.
2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая
честь.
3) Скажет слово - соловей запоёт.
4) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало.
5) У собак есть рыцарское правило: собаку лежачую и
собаку на привязи не трогают.
6) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.
7) Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт.
8) Кругом ярко светит солнце - поохотиться ещё
можно.
9) Хотел рисовать - кисти выпадали из рук.
10)Идти было трудно: густые колючие кусты разрослись
густо.
- Объясните
друг другу постановку тире и двоеточия.
- Оцените,
пользуясь критериями оценки.
Правильно выполненные задания
|
Оценка
|
10
|
«5»
|
8-9
|
«4»
|
5-7
|
«3»
|
4
|
«2»
|
|