Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Написание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных
[ Скачать с сервера (3.89 Mb) ] 01.03.2013, 09:40

Тема урока: Написание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных

Цели:

Образовательная: повторить написание букв о и е после шипящих в корне слова и в окончаниях существительных и прилагательных, образованных от существительных, совместно с учащимися «открыть» правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных;

Развивающая: развивать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе;

Воспитательная: воспитывать творческие способности учащихся.

 

Задачи:

- познакомиться с образованием существительных с помощью суффиксов -ок-,-ек-,-онок- и др. и условиями выбора в них гласных о-е после шипящих под ударением;

- научиться применять правило при выборе о-е после шипящих в суффиксах существительных;

- развивать орфографическую зоркость учеников;

- способствовать развитию логического и образного мышления учащихся;

- развивать умение анализировать текст и составлять собственное монологическое высказывание;

- формировать умение оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других учащихся на уроке.

Тип урока: нетрадиционный, объяснение новой темы

Форма урока: урок-путешествие (Остров сокровищ)

Оборудование урока: Баранов, Ладыженская. Русский язык. 6 класс, рабочая тетрадь, доска, цветные мелки, мультимедийный проектор и доска, медиапрезентация, раздаточный материал: таблицы для орфографической мозаики, тексты, элементы костюма пирата для учителя.

 

Д/з : параграф 46 (правило на с. 101), задания на выбор: упр. 257, или написать сочинение по заданному началу: «Путешествуя по островам, я...»

 

 

 

Ход урока

 

1.Вступление. Говорит учитель.

   Здравствуйте.  Я очень рада вас  всех видеть. Надеюсь, что между нами будет полное взаимопонимание.

   Мы с вами отправимся  в морское путешествие, поэтому  ваши тетради мы  будем называть бортовыми журналами, а учебник – путеводителями. Сегодня  … ноября. Значит первая запись в вашем бортовом журнале будет…( число, классная работа)

    Нам предстоит изучить тему «Написание гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных». Давайте сравним это правило с уже знакомыми вам правилами написания О и Е, а также выработаем общий порядок действий при выборе гласной.

(Включается слайд, на котором  море, учитель в это время переодевается в жену пирата. Звук колокольчика. Слайд Остров сокровищ»).

 

2.Учитель в роли жены пирата читает стихотворение:

 

Мой муж – Джон Сильвер- человек известный,

Но парень, к сожалению, неместный.

Ушёл он от меня сокровище искать,

Меня просил его на месте ждать.

В дорогу собрала его обычно:

Надела на него камзол приличный,

Дала холщовый вещевой мешок

С одеждой запасной и шоколадкой  «Шок».

Ушёл, набросив  капюшон он на себя,

Чёрт побери, зачем оставил он меня?

Я жду его, склонившись над свечой,

А он там бороздит простор морской.

Всё! В путь! За ним! Ну, погоди, дружище,

Напорешься на риф любимой шхуны днищем!

 

Пиратка (увидев детей) продолжает: Мои бесстрашные морские волки! Вы должны мне помочь!

Наша задача – опередить  корабль Сильвера и первыми добраться до сокровищ. Я вам дам по 5 % от найденного клада ( реплика в сторону). От муженька я никогда не получала больше 3 %. Да еще ваши оценки, полученные за урок, тоже превратятся в сокровища.

   Но прежде, чем взять  в команду, я должна вас проверить. Посмотрите на тексты, которые есть у вас на столах. Вы должны найти в этом стихотворении  слова с буквами О или Ё, а может, Е после шипящих. Подчеркните шипящую двумя чертами, а гласную после неё – одной чертой.(на доске даётся образец работы со словами). Ребята, сидящие на первом варианте, вы  ищете слова с орфограммой в корне, второй вариант, ищите  слова с орфограммой в окончании. Выделите, пожалуйста, часть слова, в которой находится орфограмма.

 

  Показ слайда с правильными ответами .Посмотрите на экран, Проверьте свою работу. Какие слова вы не внесли в ваш список, несмотря на то, что в них есть и шипящая, и гласный, О или Е.

 Скажите, почему в словах первого столбика вы написали и Ё, и О. Напомните правило написания  ударных гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.(формулировка правила детьми)

  Показ слайда с правилом. Слайд читают учащиеся.

Какие слова являются исключениями?

 Слайд с зарифмованными словами –исключениями.

 

3. Залив окончаний.

 Пиратка: Молодцы, мои матросы. Что там на горизонте? Зем –л - я – я! Бросаем якорь в «Заливе окончаний». (показывается слайд « Залив окончаний», затем слайд со словами)

   Помогите нашему лоцману выбрать лучшее место для стоянки. Вспомните, пожалуйста, правило написания О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

  (ребята формулируют правила. Далее показывают ещё один слайд – с правилом. Попросить ученика прочитать правило)

  

4. «Свистать всех наверх!»Динамическая пауза.

Пиратка: Пока наш кок на этом острове пополнит запасы пресной воды, мы проведём морские учения. Свистать всех наверх! Посмотрим, сможете ли вы передать верную информацию другому кораблю. Я буду читать вам слова. Если в окончании нужно писать О, вы поднимаете руки вверх над головой, если Е – вытяните их вперёд.

 

 

Список слов:

Пальтецо,

Зеркальце,

Чужого,

Душой,

Идти с ношей,

Под крышей,

товарищем,

С чертежом,

За тучей,

Хорошее настроение.

 

 

5. Гора суффиксов. (Слайд –изображение горы)

 Пиратка: Что –то долго наш кок не возвращается с острова. Не встретил ли он там каких–нибудь головорезов? Давайте спустим шлюпки на воду и отправимся на помощь нашему верному товарищу.  Посмотрите, перед нами возвышается какая–то гора. (Слайд с горой)  Посмотрите, что на ней написано. Держим курс на гору.

(слайд –лоцман и слова с суффиксами)

А вот и кок. Смотрите, он хочет разгадать какие –то знаки. Кто может помочь ему?  Догадайтесь, зачем здесь эти слова, что они могут нам сказать.

 (дети пытаются сформулировать правило. Слайд с правилом. Правило читают дети)

 

Пиратка: Поглядите, какая высокая гора! Чтобы взобраться на нее, нужно воспользоваться нашим новым правилом. Откройте наш путеводитель на стр. 101, выбираем маршрут 253, начинаем выписывать слова, распределяя их в два столбика: в первый столбик – слова с «о», во второй – с «е» (упражнение выполняется по цепочке).

 

Пиратка: Ну что, устали? Тогда – привал! Еще раз заглянем в путеводитель. Под номером 254 перечислено то, что мы можем увидеть на острове. Но мы-то с вами взбираемся на гору и нам все кажется мааааленьким. Здесь говорится: рыжая белка, а перед нами – рыженький бельчонок…

 

6. Пещера алгоритмов (Слайд с пещерой)

Пиратка: На вершине горы есть пещера. Что же там? Давайте зайдем в нее и посмотрим. (Слайд с алгоритмом. Дети проговаривают алгоритм).

 

7. Орфографическая  мозаика

Пиратка: Смотрите, здесь есть еще кое-что! (Слайд «Орфографическая мозаика»)

На ваших столах находятся пакеты с заданием. Достаньте содержимое пакета и положите перед собой. Возьмите лист с заданием. Положите на каждую клеточку цветной квадрат с буквой, подходящей к этому слову. (Работа с мультимедийными слайдами).

 

Работа детей с «Орфографической мозаикой»

 

Пиратка: Ну что, закончили? Посмотрите, ничего не напоминает вам получившаяся фигура? Правильно, это пятерка! Помните, что я говорила вам в начале нашего путешествия, что вы получите по пять процентов от сокровищ? Эта пятерка для вас – настоящее сокровище, ведь для того, чтоб ее получить,  вы проделали огромный путь, затратили много усилий, получили новые знания по теме «Гласные О и Е после шипящих и Ц» и выработав алгоритм действий.

Наше плавание подошло к концу, но то сокровище, которое вы сегодня нашли, поможет вам в дальнейших странствиях по Океану Знаний.

Спасибо за путешествие! Желаю дальнейших успехов!

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: цветок
Просмотров: 7220 | Загрузок: 261 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 1
1 Вероника Барц  
0
фу!!!!ВАЩЕ НЕ ПОМОГЛО!!

Имя *:
Email *:
Код *: