Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Тире между подлежащим и сказуемым.
01.03.2013, 10:06
Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  правила:  

          «Тире между подлежащим и сказуемым»;

 Задачи:        

               - повторить правила:

                                            правописание безударных гласных в корне слова;

                                            правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова;

                                            постановка знаков препинания в сложных предложениях;  

                                            постановка знаков препинания в предложениях с однородными  

                                            членами;

                                            правописание безударных личных окончаний глагола;

                                            НЕ с глаголами и наречиями;

                                            Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных;

                - воспитать у учащихся чувство языка через работу с текстом.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерные программы "Русский язык. Базовый курс”, «Фраза», тесты, карточки.

 

На доске эпиграф:

Знаки препинания - это как нотные знаки.

Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Паустовский

Ход урока.

 

1. Слово учителя.

            - Наш урок русского языка на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» мы проведем сегодня в компьютерном классе, поэтому изучать новую тему и проверять знания нам поможет компьютер.

            - Как вы думаете, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? Определите самостоятельно цель нашего урока (Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым).

            - Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

2. Повторение изученного.

 

1) Беседа по ранее изученному.

 

- Что такое сказуемое?

- Чем простое глагольное сказуемое отличается от составного?

- Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

- Что называется составным именным сказуемым?

- Каково значение вспомогательных глаголов в составном глагольном сказуемом?

- Чем может быть выражена именная часть в составном именном сказуемом?

 

2) Работа по группам.

 

1 группа. Работа по карточкам.

 

Карточка №1. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их, подчеркните главные члены предложения, определите вид сказуемых. Барсук довольно ре…кий зверь в нашей обл…сти и относит(?)ся к особо охр…няемым животным. Весна да осень - на дню погод восемь. Наступила ненас…ная погода. Необходимо беречь окружающий нас мир. Летний вечер тих и ясен.

 

Карточка №2. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их, подчеркните главные члены предложения, определите вид сказуемых. Горы как пышные скла…ки на богатой одежде з…мли. День был осе(н,нн)ий пасмурный. По левому берегу реки прот…нулся с…сновый бор. Этот вид тополя стал реже встречат(?)ся в нашем лесу. Золотой метелью мчи(т,ть)ся ж.лтый лист.

 

Карточка №3. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их, подчеркните главные члены предложения, определите вид сказуемых. Липа излюбле(н,нн)ое декоративное р…стение. Липовый цвет исст…ри известен в крестьянском обиходе. Давно люди стали соб…рать липовые листья как луч(?)шее потогонное средство. Мес.ность равни(н,нн)а, и река (з,с)десь широка и дли(н,нн)а.

 

Карточка №4. Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их, подчеркните главные члены предложения, определите вид сказуемых. С…сновый лес прот…нувшийся по левому берегу реки любимое место отдыха г…рожан. Дорога прол…женная по льду оз…ра похожа на асфальт. Степная рысь житель р…внины. Для вкусового букета люди в чайник стали доб…влять листья мяты и других р…стений.

Карточка №5 Вставьте пропущенные орфограммы. Расставьте знаки препинания, графически объясните их, подчеркните главные члены предложения, определите вид сказуемых. Мы медле(н,нн)о стали пр.бл.жа(т,ть)ся к вершине горы. По Северному морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов. Еще и холоден, и сыр февральский воздух, но над садом уж. смотр.т небо ясным взглядом. В этом году осень теплая.

 

2 группа. 5 человек работают за компьютером. Программа: "Русский язык. Базовый курс”.

 

3 группа. Выполнение объяснительного диктанта.

 

- На доске записаны отрывки из стихотворений Ф.Тютчева и А.С.Пушкина. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.

Ещё з…мли печален вид,

А воздух уж в…сною дыш…т.

Он мёртвый в поле стебль колыш…т

И елей ветви ш…велит.

Ещё природа (не) проснулась,

Но сквозь р…деющего сна

В…сну пр…слышала она

И ей (не)вольно улыбнулась.

                                               Ф.Тютчев

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей др…моты пр…возмочь

(Не) хоч…т воздух.

                                                А.Пушкин

 

 

 

 

Выборочный диктант.

- Я диктую предложения, а вы выписываете только сказуемые следующим образом:

простое глагольное / составное глагольное / составное именное /

1) Лес насторожился.

2) В этом году осень тёплая.

3) В лицо мне дышит теплая трава.

4) В саду было душно.

5) Мы стали приближаться к вершине горы.

6) Мы будем беречь природу.

 

3.Изучение нового материала.

            - Нам известны некоторые случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Напомните их.

            - Сегодня мы познакомимся с другими случаями постановки тире в простом предложении.

 

  1 Работа с презентацией.

[сущ. в и.п – сущ. в и.п]                            Волга – полноводная река.

[н.ф.г лагола – н.ф.глагола]                      Жить – Родине служить.

[числительное – числительное]                Дважды два – четыре.

-Прочитайте по схемам 1 случай постановки тире.

-Чем выражено подлежащее и сказуемое в предложении?

 

[сущ. в и.п – н.ф.глагола]                                                Наш долг – служить Отчизне.

[н.ф.глагола – сущ. в и.п]                                                Учиться - наша задача.

[числительено – сущ. в и.п]                                            Восемь – счастливое число.

[наречие на-О – н.ф.глагола]                                          Это весело- кататься на лодке.

[существительное – фразеологический оборот]            Зарплата у него - будь здоров.

-Какими частями речи выражена грамматическая основа в данных предложениях?

 

[сущ. в и.п – ЭТО сущ. в и.п]                                           Война – это зло.

[сущ. в и.п – ВОТ сущ. в и.п]                                           Любовь – вот счастье.

-Перед какими частицами ставится всегда тире в простом предложении?

 

 

-Обратите внимание на примеры, в которых тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

[сущ. в и.п ЕСТЬ сущ. в и.п]                                               Язык есть жизнь.

[личное местоимение сущ. в и.п]                                       Он хороший мастер.

[существаительное прилагательное]                                  Этот цветок душистый.

[сущ. в и.п НЕ сущ. в и.п]                                                    Бедность не порок.

[сущ. в и.п КАК сущ. в и.п]                                                 Глаза как море.

[сущ. в и.п БУДТО сущ. в и.п]                                            Небо будто колокол.

[сущ. в и.п ТОЧНО сущ. в и.п]                                            Взгляд точно молния.

[сущ. в и.п СЛОВНО сущ. в и.п]                                         Звёзды словно искры.

[сущ. в и.п СОЮЗ, сущ. в и.п]                                             Петров тоже известный человек.

[сущ. в и.п, ВВОДНОЕ СЛОВО, сущ. в и.п]                     Семья, говорят, дело секретное.

Во фразеологических оборотах.                                          Два сапога пара.

 

-Запишите схемы в свои тетрадочки для правил.

 

4. Закрепление изученного материала.

- Запишите предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков

препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа.

1. Родиться на свет - самая простая штука, но прожить на свете - это уже очень

трудно. (Д.Писарев)

2. Жить - значит чувствовать и мыслить страдать и блаженствовать, всякая другая

жизнь - смерть. (В.Белинский)

3. Правда - это победа совести в человеке. (М.Пришвин)

4. Я этой песне не ровесник, она гораздо млаже, друг, меня! (А.Прокофьев)

5. И снова тают облака, а солнце что очаг домашний. (В.Наседкин)

6. Общая протяженность перевала восемь километров. (В.Закруткин)

 

- Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания.

1. Поговорка цветочек пословица ягодка. (Пословица)

2. Попытка не пытка а спрос не беда. (Пословица)

3. Лгать самому себе для своей выгоды подделка лгать для другого подлог лгать для

того, чтобы повредить, клевета. (Ж.-Ж. Руссо)

4. Лес как сказочный камыш а камыш как лес-малыш. Тишь как жизнь, и жизнь как тишь. (И.Северянин)

5. Не быть любимым это всего лишь неудача не любить вот несчастье. (А.Камю)

6. Быть добрым очень легко быть справедливым вот что трудно. (В.Гюго)

7. Лень есть глупость тела глупость лень ума. (М.Горький)

8. И вовсе не других учить желание мое а вечной ученицей быть призвание мое. (Ф.Алиева)

 

5. Работа с компьютерной программой «Фраза».

Учащиеся находят тему «Тире между подлежащим и сказуемым», варианты 480-481 и выполняют задание: вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.

 

6. Подведение итогов урока.

            - Итак, мы повторили сегодня главные члены предложения и чем они могут быть выражены в предложении, виды сказуемых, закрепили постановку знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами. Какие вы запомнили случаи постановки тире?

            -На ваших столах лежат листы обратной связи, заполните их, отвечая на вопросы.

 

Лист обратной связи

1. Понравился ли вам урок?

2.Что вам запомнилось больше всего на сегодняшнем уроке?

3.Что вызвало у вас затруднение в ходе урока?

4.С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

 

7. Домашнее задание.

Категория: Мои файлы | Добавил: цветок
Просмотров: 6479 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: