Введение
Есть общепринятое
мнение, будто в наш век информационных технологий и Интернета подростки
предпочитают книгам иные развлечения и источники информации. Разумеется,
родители и педагоги очень обеспокоены этим, но стоит ли по-настоящему переживать, что современные
подростки мало читают? Возможно, они просто не хотят афишировать это?
Что читают современные
подростки и читают ли?
Действительно,
надо признать, что современный прогресс несколько оттолкнул ребенка от старого
книжного переплета: и игры за компьютером, и телефоны сделали свое дело.
Сегодня подросток с самого раннего утра бежит проверять сообщения в социальной
сети или на телефоне.
Некоторые из ребят так увлечены всемирной паутиной, что вытащить их из нее дело
довольно затруднительное. Если отобрать компьютер, он будет часами сидеть в
Интернете в телефоне. К тому же, если дети не читают книг, это не значит, что
их ничего не интересует вовсе. Подростки нуждаются в информации, и им неважно,
откуда они ее возьмут: с компьютера или же с обыкновенной книги. Поэтому лучше
пусть он читает с монитора, чем не читает вовсе. А есть среди подростков и
такие, кто заводит личную библиотечку у себя на компьютере, скачивая в нее
любимые произведения.
Кажется,
что подрастающее поколение – «дети прогресса» - давно забыло о старых добрых
книгах. Ведь в наши дни информационные технологии стремительно развиваются:
недавно люди удивлялись цветному телевидению, а теперь уже не успевают за
Интернетом. И бабушки у подъезда, и многие СМИ утверждают, что современные
подростки не хотят читать. Вот только это миф, чтение их по-прежнему интересует.
Это утверждение мы берём за нашу гипотезу.
Цель
работы: изучив потребности и
приоритеты в чтении подростков, развеять миф о том, что подростки перестали
читать книги.
Объект
исследования:
- учащиеся 5-7 классов ГБОУ СОШ
№10
г.о.Чапаевск Самарской
области;
-
статьи в СМИ и Интернете
Задачи:
·
проанализировать материалы СМИ;
·
проанализировать материалы Интернет-источников;
·
с помощью анкетирования и интервьюирования учащихся 5-7
классов выяснить, насколько литература популярна в наши дни;
·
с помощью анкетирования и интервьюирования учащихся 5-7
классов определить место современной литературы в жизни школьника;
·
на основе полученных результатов дать ответы на вопросы:
1. Чем занимают свой досуг
современные подростки?
2. Любят ли читать
современные подростки?
3. Читаете ли Вы книги не
только по учебе, но и для удовольствия?
4. Как и где ищут ответы
на интересующие их вопросы?
5. Как меняется отношение
к чтению с возрастом?
В ходе исследования мы использовала следующие методы:
·
теоретические (изучение и анализ литературы, анализ
собранного материала);
·
эмпирические (беседа, анкета);
·
метод обобщения. 3.2. Выводы по практической части
Проанализировав, составленную нами
анкету, различные литературные и Интернет-источники, мы сделали следующие выводы.
Миф 1. Современный подросток мало читает
или не читает вовсе.
Опрос показал,
что более 87% подростков читают в свое свободное время, причем больше чем
половине из них удаётся делать это каждый день.
Миф 2. Подростки не посещают библиотеки.
Разумеется, в
наше время намного проще найти информацию в Интернете, не выходя из дома, чем
идти в библиотеку за энциклопедией, но в своих анкетах ребят говорят о том, что
в целях экономии денег посещают библиотеку в поисках увлекательного чтения или
справочной литературы.
Миф 3. Подростки читают только то, что
задают в школе.
Это вроде бы
логично, ведь объем обязательного чтения на год в школе достаточно велик, но,
несмотря на это, большинство подростков сказали, что читают только ради
интереса и исключительно то, что им лично приглянулось.
Миф 4. Подростки не имеют определенных
предпочтений и вкусов в литературе, проще говоря – читают всё подряд.
Заключение
Способность к чтению является своего
рода показателем благополучия общества. В современной России издательский
бизнес процветает. Читать становится все более модно. То, что держит в руках
читающий человек, и то, как он читает, несомненно, играет существенную роль в
формировании его имиджа, как положительного, так и негативного.
Чтение — это поиски,
находки, приключения и открытия. По чтению можно судить о человеке. Народная
мудрость гласит: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Мы незаметно
впитываем в себя многое из прочитанного и понемногу становимся тем, что дало
нам чтение. Даже на нашу манеру говорить и на наш словарный запас непременно
влияет прочитанное.
Мы углубляемся в книгу,
чтобы понять, познать мир, узнать как можно больше обо всем, что нас окружает,
о мире, в котором живем.
Чтение - это процесс сотворчества,
это один из способов стать другим, как внутренне, так и внешне, изменить свой
внутренний мир. Преобразиться, духовно обогатиться, поумнеть, научиться видеть
мир другими глазами. Есть книги, которые в такой степени завладевают чувствами
и мыслями читателя, что он начинает понимать, что не в силах жить по-прежнему.
Мир
развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются
новые литературные традиции. То, что читают современные дети и подростки
сегодня, во многом определит завтрашний
день нашего общества. Генрих Манн
говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками». [1]
Стать полноценным и
полноправным гражданином, т. е. современным человеком можно, лишь
познакомившись с мыслями поколений, живших до нас. И есть одно важное средство
для этого — чтение. Не могут соперничать с ним кино, телевидение, компьютер.
Книга остается нашим верным другом и товарищем на всю жизнь.
|