Программа элективного курса по
русскому языку
для учащихся 11-го класса
«Сложные вопросы орфографии»
Программа
рассчитана на 17 часов для
учащихся 11-х классов общеобразовательных школ.
Цель курса:
обобщить полученные знания по
орфографии за курс 5-8 классов,
закрепить навыки грамотного
письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
преодолеть психологические
трудности по отношению к языку.
Элективный
курс учащихся 11-ых классов посвящён
одной из важных задач филологического образования в школе - формированию
навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в
систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на
изучение русского языка к 9 и 11 классу резко сокращаются, и темы, связанные с
орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что
приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно
подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе
материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в
программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки
необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при
подготовке к единому государственному экзамену.
Курс
ориентирован на то, чтобы учащиеся
получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и
навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей
профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он
является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои
способности в этой области.
Вопросы,
рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию
образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать
совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной
программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.
Требования к
уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса
«Сложности орфографии» предпочтительны формы работы, расширяющие
классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием
обучающих компьютерных программ и др.
В технологии
проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный
(лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые
задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты,
тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки
орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия
об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения
"видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать
умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический
принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить
орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных,
прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)-
-ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных
причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся
проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся
находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных
слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора
употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное
написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания
предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности
написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и
раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание
числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания
числительных
11. Принципы и правила
переносов
Цель: повторить принципы и правила
переносов
Итоговая работа
|